Хабаровск православный Журнал Протопресвитер Симеон Мичиро Мии

Протопресвитер Симеон Мичиро Мии

26.10.2006

Отец Симеон (мирское имя Судзи Мии) родился в 1858 году в городе Мориока на Северном Хонсю. Его семья состояла в клане Намбу, управлявшего районом, и его отец был вельможей высокого ранга. Вместе с переменами, начавшимися при Реставрации Мейджи в 1868 году, семья изменила фамилию на Мичиро. В 1870 году, согласно семейному положению, Судзи поступил в академию клана, где интенсивно изучался английский язык. Правда, с окончанием существования Токугавского общественного порядка в 1871 году академия была закрыта.

В 1873 году Мичиро встретился с Иппей Таира, оглашенным из православной миссии в Мориоке. Он узнал о православной вере, стал изучать ее и вскоре сам стал оглашенным. В это время ему было пятнадцать. Получив разрешение родителей, в 1873 году Мичиро отправился вместе с приятелями в Хакодате, где был крещен отцом Анатолием Тихай. При крещении Мичиро был наречен Симеоном. Он поступил в школу при миссии в Хакодате. Поскольку у него была склонность к языкам и начальные познания в английском, в конце 1873 года в Токио он был представлен главе миссии – архимандриту Николаю. Симеон был зачислен школу русского языка и семинарию и стал одним из редких для XIX века японцем-подростком, владеющим двумя иностранными языками. Через несколько лет Симеон был назначен выпускающим редактором новой церковной газеты «Сейкйо Хочи», позже переименованной в «Сейкйо Шинпо».

После окончания семинарии в 1883 году Симеон был послан епископом Николаем в Киевскую духовную академию для продолжения богословского образования, куда и был зачислен после сдачи устного и письменного вступительных экзаменов. Он был первым студентом из Восточной Азии, поступившим в академию, и об этом много писали в прессе. В июне 1887 года он получил звание магистра в числе семи других учащихся при общем числе выпуска – 60 человек.

Симеон вернулся в Японию осеню 1887 года. Затем, в сентябре 1888 года, он женился на молодой православной девушке по имени Харита Хироко Уематсу. Благодаря тому, что Симеон хорошо владел русским и был магистром-выпускником Киевской духовной академии, он был выбран одним из четырех членов делегации от Японской православной миссии для официальной прощальной церемонии с русским цесаревичем, будущим царем Николаем II, при завершение его визита в Японию.

В марте 1893 года, когда супружеская чета потеряла своего первенца Александра, Симеон решился принять священство. Он был рукоположен епископом Николаем в январе 1894 года в диакона, а через месяц – в священника.

Благодаря своим незаурядным способностям и полученному образованию отец Симеон быстро продвигался по службе. В добавление к своим пастырским обязанностям он стал редактором нового японского православного журнала «Шинкай» («Божественное море») и занимал эту должность в течение шести лет. Епископ Николай назначил отца Симеона служить в Киото, важный культурный центр страны и бывшую столицу империи, к этому добавилась обязанности посещать миссии на Западном Хонсю.

По мере роста прихода появилась нужда в большем церковном здании. Получив одобрение епископа Николая, отец Симеон начал возведение храма Благовещения Пресвятой Богородицы – здания по архитектуре достойного находиться в таком месте, как Киото. Строительство началось в конце 1898 года, а освящен он был в мае 1903 года. Иконостас и колокола были подарены русскими гражданами. Евангелие, подаренное новому храму, было подписано праведным Иоанном Кронштадтским.

Начавшаяся в 1904 году русско-японская война принесла иерею Симеону много забот. В то время епископ Николай устранился от активной деятельности на ниве Японской Церкви и просил отца Симеона окормлять русских военнопленных. Так как отец Симеон хорошо говорил по-русски, то все военные годы он провел в служении в лагерях военнопленных вокруг Киото и Нагоя. И все это в дополнение в своим обычным приходским трудам.

В 1906 году, когда Японская миссия была провозглашена самостоятельной епархией Русской Православной Церкви, а владыка Николай был возведен в сан архиепископа, царь Николай II наградил отца Симеона золотым наперсным крестом. Так было отмечено его служение пленным русским воинам.

С прибытием епископа Сергия, назначенного на Киотскую кафедру в 1908 году, отец Симеон стал его главным помощником. А когда владыка Сергий заменил скончавшегося в 1912 году архиепископа Николая, отцу Симеону пришлось переехать в Токио.

В апреле 1917 года отец Симеон был возведен в сан протопресвитера. В том же году он был назначен членом Поместного Собора Русской Православной Церкви. Так он стал свидетелем и участником исторических событий и катаклизмов, происходивших в Москве: дискуссий о восстановлении патриаршества, большевистского переворота… Тогда же он смог встретиться со старыми друзьями – бывшими миссийскими священниками, соучениками по Киевской академии, бывшими русскими военнопленными…

После церемонии возведения на престол патриарха Тихона отец Симеон отбыл в Японию и в последний день уходящего года прибыл в Токио.

Затем, в середине 1918 года, по указанию японского правительства отец Симеон вместе с тремя русскоговорящими японскими священниками вернулся в Сибирь для совершения богослужений в частях, участвовавших в так называемой сибирской интервенции союзнических войск, оказывавших поддержку белым партизанам, и пробыл там до конца года.

Во время великого землетрясения Канто 1 сентября 1923 года отец Симеон и его семья, как и многие жители в районе Токио, потеряли свой дом и имущество. Было также утрачено и церковное имущество, а собор Николай-до был сильно поврежден. В процессе восстановления и обновления храма и епархиальных зданий отец Симеон вместе с архиепископом Сергием возглавил генеральный директорат Церкви в Токио, который обеспечивал материальную поддержку и проводил необходимые согласования, а также управление работами. Все это осложнялось отсутствием помощи из России, охваченной большевистской смутой.

Протопресвитер Симеон, оказавшийся личностью, скрепляющей Церковь в грозные, трудные времена, продолжал служить Японской Церкви еще два десятилетия. Он почил о Господе в начале 1940 года и был погребен на кладбище Сомей в Токио.

Перевод с англ. Василия Томачинского: pravoslavie.ru

OrthodoxWiki

Церковь, История