Хабаровск православный Журнал Боже, милостив буди мне, грешному

Боже, милостив буди мне, грешному

Игумен Петр (Еремеев)

07.02.2009

Предстоящая неделя является первой из четырех подготовительных к Великому Посту. Ее открывает воскресный день называемый Неделей о мытаре и фарисее. Наименование это происходит от читаемого в храме за воскресным богослужением евангельского сюжета – притчи Христа о мытаре и фарисее.

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, ­­­­­– заключает притчу Христос, – что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18. 10-14).

Эта притча Христа вызвала переворот в сознании многих его собеседников. Все ведь сочли, что фарисей, соблюдающий установления Закона Божия, несомненно, был достоин почтения и награды, а мытарь,  сборщик налогов, живущий за счет поборов со своих соотечественников, и не отличавшийся добродетелью напротив – презрения и наказания. Как же получается так, что Господь в притче осуждает фарисея и оправдывает мытаря? Этим рассказом Христос еще и еще раз пробуждал закосневшее в букве Закона сознание слушателей: Бог судит о человеке не по внешним проявлениям его религиозности, а по состоянию души.

Фарисей, считал праведностью именно внешнюю религиозность: пост, исполнение обрядов и традиций – и тем самым растил в своей душе тяжелейший грех – гордость, самодовольство. Мытарь же осознавал свою греховность и искренне исповедовал ее перед Богом в сокрушенной молитве: Боже! Будь милостив ко мне грешнику!

Эта евангельская притча о смирении и, еще о том, что пост, соблюдение традиции это средства для приближения к Богу. Сами по себе они пусты и приобретают ценность только тогда, когда служат этой цели, помогают нам разорвать оковы греха, обнажить душу пред Спасителем, ощутить потребность в Нем.

Именно поэтому, готовя нас к Великому Посту, чтобы он прошел для нас с духовной пользой, Церковь предлагает нашему вниманию и рассуждению евангельское чтение о мытаре и фарисее.

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «1-м Краевом телевидении». 7 февраля 2009 г.


Церковь, Богословие