Впервые за 60 лет рукоположен священник-китаец для православного храма в Гонконге
Информационный отдел Хабаровской епархии. Фото: Андрей Якимчук08.12.2014
9 декабря 2014 года в хабаровском храме в честь святителя Иннокентия Иркутского в день престольного праздника митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий совершил хиротонию во пресвитера гражданина Гонконга диакона Анатолия Куна (Кун Чеун Мин).
Это волнительный день для любого человека, вступающего на путь священства. Но одна особенность добавляет событию еще одну весомую деталь: впервые за последние 60 лет рукоположен священник, родным языком для которого является китайский. После рукоположения отец Анатолий будет нести свое служение на приходе св. апостолов Петра и Павла в Гонконге (КНР). Перед отцом Анатолием будут стоять задачи катехизаторско-миссионерские, прежде всего обращенные к китайцам Гонконга.
Перед хиротонией отец Анатолий ответил на несколько вопросов портала.
- Православие не слишком распространенная религия на вашей Родине. Скажите, что послужило приходом в Русскую Православную Церковь?
- Православная Церковь существует и живет не только в России, но для каждого человека в этом мире. До этого момента я учился в России и именно тогда начал постигать Православие.
- Какие переживания Вы испытываете в связи с рукоположением?
- В глубине души я чувствую что-то очень особенное, но не могу выразить это словами.
- Как и в чем видите свое служение в Гонконге?
- Это уже не зависит от моего желания, на всё воля Божия.
СПРАВКА (по материалам сайта храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Гонконг):
История Православной Церкви в Китае восходит в 1685 году. В первые полтора столетия после появления первых православных жителей в Пекине Православие не получило широкого распространения, оставаясь верой потомков русских казаков, плененных войсками Цинской Империи при Императоре Канси и силой приведенных в Пекин. К 1860 году в Китае насчитывалось не более 200 православных, как китайцев и маньчжуров, так и потомков русских ― «албазинцев».
На вторую половину 19 столетия приходится первоначальный период распространения Православия в Китае за пределы столицы Империи. Русская Духовная Миссия в Пекине в 1864 году была освобождена от обязанностей исполнения дипломатических функций в связи с открытием Русского Посольства. Члены Миссии, ученые и богословы, приступили к трудам по переводам богослужебной литературы на китайский язык. Этот период деятельности Миссии славен также синологическими трудами ее членов, заложивших основу русского китаеведения.
Восстание «ихэтуаней» 1889―1900 годов, антихристианское по своей сути, привело к появлению первых китайских мучеников―христиан ― как католиков, так и православных. В 1902 году Русская Православная Церковь прославила в лике местночтимых святых 222 китайских мученика, пострадавших во время этого восстания. Сонм мучеников китайских возглавил священномученик Митрофан Цзи, первый православный китайский пастырь, принявший благодать священства при поставлении выдающимся русским миссионером, равноапостольным Николаем Японским.
Восстание «ихэтуаней» было рубежом для истории Православия в Китае. На крови святых мучеников возросла Православная Церковь в Поднебесной Империи. В 1902 году в Китае насчитывалось уже 32 православных храма, прихожанами которых были 6000 китайских христиан. Православная Церковь открывала миссионерские станы по всей территории Китая, как в городах, так и в глухих уголках провинций, занималась переводами, благотворительностью, создавала систему православного образования, книгоиздательством.
Сложным и вместе с тем плодотворным стал период после 1917 года, когда в результате революции из России в Китай пришли сотни тысяч православных беженцев, нашедших гостеприимное убежище в великой стране. К 1949 году в Китае было построено до 106 православных храмов ― как на Севере, так и на Юге страны, в крупнейших городах и в провинциях. После «исхода» русских верующих из Китая в 1949 году в стране оставалось 10 000 православных христиан. Русская Духовная Миссия была закрыта в 1954 году. Русская Православная Церковь объявила о предоставлении Автономии Православной Церкви в Китае. В Москве были рукоположены первые епископы-китайцы, архипастыри Пекина и Шанхая.
«Культурная революция» 1966―1976 годов разрушила институционально молодую Китайскую Автономную Православную Церковь. Начало воссоздания ее жизни пришлось на 80―е годы 20 века. Были открыты приходы в Дунбэе и Синьцзяне.
30 августа 2009 года был освящён храм в честь святителя Иннокентия Иркутского в городе Лабудалинь (Лабдарин) — центре уезда Аргунь-Юци городского округаХулун-Буир на северо-востоке автономного района Внутренняя Монголия. Открыт также Храм преподобного Сергия Радонежского в городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун). В Гонконге служит священник Московского Патриархата Дионисий Поздняев, окормляющий приход во имя святых апостолов Петра и Павла.
С 2009 г. обязанности Предстоятеля Китайской Православной Церкви исполняет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 10-15 мая 2013 года впервые состоялся визит Патриарха Московского и всея Руси в пределы Китайской Православной Церкви. В ходе визита Патриарх Кирилл встретился с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином и другими государственными деятелями КНР, совершил богослужения в Пекине, Харбине и Шанхае встречался с китайскими православными верующими, 12 мая в Пекине, презентовал свою книгу «Свобода и ответственность» на китайском языке.