Хабаровск православный Журнал Об освящении пасхальной снеди

Об освящении пасхальной снеди

Информационный отдел Хабаровской епархии

30.04.2021

Пасха – один из самых значимых христианских праздников. В этот день для верующих людей заканчивается строгий 40-дневный пост, поэтому самыми главными атрибутами любого праздничного стола неизменно являются кулич, творожная пасха и крашеные яйца. Пасхальную снедь принято освящать в храме в субботу, накануне пасхального богослужения, или после, в воскресенье.

Смысл этой традиции заключается в следующем:

По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб) – высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). Имея во время пасхальной трапезы на столе кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь.

Об обычае освящать еду накануне или после пасхального богослужения рассказывает клирик Спасо-Преображенского кафедрального собора иерей Георгий Ибрагимов:

- Эта традиция очень древняя, она не отделима от православного богослужения. Как это отмечает замечательный православный ученый Михаил Скабалланович в своей работе «Богослужебный характер трапезы»: «Согласно заповеди апостола, Православная Церковь и на принятие пищи смотрит как на богослужение. Поэтому в ряду последних она имеет особенный «чин», или церковную службу трапезы, почему и трапезы в монастырях предлагаются в особом трапезном храме.

Взгляд на принятие пищи, или трапезу, как на богослужение восходит к ветхозаветной церкви. Там один из видов жертвы, именно так называемая мирная жертва, заканчивалась священной трапезой из остатков ее, которая устраивалась в самом храме, на внешнем дворе его, где для этой цели были особые комнаты и даже кухни. И у древних христиан едва не каждая трапеза была евхаристическою». Поэтому эту традицию надо сохранять: приходить в храм, принося с собой «мирную жертву».  А что лучше, купить или сделать самому праздничный кулич или пасху, думаю, каждая хозяйка должна решить сама. Но на мой взгляд, сделанное своими руками всегда кажется теплей, и радостнее.

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто какое-то магическое действие. Человек приходит в  храм, принося пасхальную еду - творожные пасхи, крашеные яйца, куличи – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть. Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме. Кстати, по традиции в храм не приносят мясо и мясные продукты.



Новости, Приходы