Хабаровск православный Журнал Современная Православная Церковь в Корее: проблемы изучения и некоторые особенности

Современная Православная Церковь в Корее: проблемы изучения и некоторые особенности

Симбирцева Т.М.

23.08.2006

Изучение истории и опыта православия в Корее - актуальная и насущная задача отечественного корееведения. Уже опубликованные материалы по данному вопросу недостаточно изучены, а многие остаются неизвестными. В Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока во Владивостоке хранятся редкие фотографии из истории русской православной миссии в Корее дореволюционного периода, которые никогда не были предметом исследования. Весной нынешнего года одна из них (1913 г.) была представлена на выставке, сопровождавшей международную научную конференцию «Христианство на Дальнем Востоке», организованную ДВГУ. Она запечатлела среди паствы до сего дня неизвестный облик о. Иринарха (Шимановского), возглавлявшего Российскую духовную миссию в Корее в 1912-1914 гг. На фотографии рядом с о. Иринархом - несколько неизвестных русских дипломатов, учащиеся корейской миссионерской школы - дети и женщины, а также стоящие особняком кореянки с необычными прическами. Фото, требующие расшифровки, хранятся и в архиве православной миссии в Сеуле.

И еще о нашем безразличии. В России нет ни одного серьезного корееведа, которому неизвестна фамилия Янковских. Имя основателя этого рода Михаила упоминалось еще в фундаментальном издании Министерства финансов «Описание Кореи», изданном в 1900 г. и сохраняющем свое значение и поныне. Потомки Михаила Янковского 30 лет (с 1923 по 1945 гг.) прожили в эмиграции в Северной Корее, и до сих пор во Владимире в здравом уме и памяти живет его внук - 90-летний Валерий Юрьевич Янковский, чьи воспоминания представляют собой кладезь информации по истории Кореи в колониальную эпоху, в том числе и ее православия. Отечественные историки никогда не проявляли интереса ко встрече с ним, и это отчетливо сказалось на качестве их публикаций.

Изучение материалов православной миссии в Корее представляется тем более важным, что эта Церковь - единственное сохранившееся русское духовное наследие в Корее. Она пережила русско-японскую войну и оккупацию Кореи враждебной России Японией, сохранила себя в годы Корейской войны и в послевоенный период господства Закона об антикоммунистической деятельности. В стране, где многие десятилетия думать хорошо о России было опасно, где даже русская классическая музыка была запрещена как «коммунистическая», люди сохраняли русские иконы, церковную утварь, облачения, старинные книги, пели церковные песнопения. Верующие называют это чудом. Задача ученых - дать этому парадоксальному явлению научное объяснение.

История православия в Корее остается практически неизвестной на Западе, хотя там существует постоянный интерес к этой теме. Свидетельством этого стал изданный в 1999 г. в университете г. Дурхэма (Англия) обширный словарь корейской истории и культуры. В нем статья «Русская духовная миссия» К.Pratt and R.Rutt. Korea. A Historical and Cultural Dictionary. University of Durham (Durham East Asia series), Curson Press, 1999. p. 392., судя по сноскам, основывается, главным образом, на строго документальной книге о. Феодосия «Российская духовная миссия в Корее за первое 25-летие ее существования», но тем не менее представляет ее историю более чем схематично. В частности, указывается, что миссия была создана специально для крещеных в Восточной Сибири и Маньчжурии корейцев, возвратившихся на родину после японо-китайской войны (на самом деле она была создана для проживавших в Корее долгое время 150 русских - дипломатов, членов их семей, военных); что она перешла под контроль Православной церкви в Японии после ординации в Токио в 1912 г. первого корейского священника о. Иоанна (Кан Тхака). Отмечается, что русские миссионеры пребывали в Сеуле до 1947 г. (в реальности - до 1949 г.), и что в 1929-1939 гг. небольшая православная община существовала в Пхеньяне (по сведениям В.Ю.Янковского в то время в северной части Кореи существовали прихода в Пхеньяне, Вонсане и в поместье Янковских Новина в пров. Сев. Хамгён). Таковы сведения о православии в Корее, которыми располагают на Западе.

В феврале 2000 г. Корейская православная церковь отпраздновала свое столетие. Закончился ее «век апостолов». «Первое столетие христианской истории называют «веком апостолов», поскольку оно является временем жизни и деятельности Христа и его святых апостолов. Но для православного христианства в Корее «век апостолов» - это нынешнее ХХ столетие, когда оно было посеяно, пустило корни и расцвело, благодаря работе миссионеров на этой земле», - так сказал Вселенский патриарх Варфоломей 1. Из Приветствия во время Божественной литургии в храме Св. Николая в Сеуле 9 апреля 1995 г. во время своего посещения Южной Кореи в 1995 г. В этих словах - ключ к пониманию истории православия в Корее.

Корейская православная церковь считает днем своего рождения день 17 февраля (по старому стилю) 1900 г., когда о. Хрисанф отслужил первую литургию на корейской земле. О том значении, которое придает православная церковь мира этому событию, свидетельствовал приезд на юбилейные торжества ее главы - Вселенского патриарха Варфоломея, а также священнослужителей высокого ранга из других стран: России, Англии, США, Гонконга, Новой Зеландии и т.д. Русскую делегацию возглавлял первый заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата Архиепископ Калужский и Боровский Климент. Он привез с собой Обращение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия к участникам юбилейных торжеств, которое, на наш взгляд, создало условия для дальнейшего улучшения отношений между российской и корейской православными церквями в будущем. Оно поставило точку в вопросе о смене корейской православной церковью своей юрисдикции в 1955 г., которая еще нередко рассматривается дилетантами в России как «раскольническая деятельность». Подробности трагических событий в корейской православной церкви в 1945-1955 гг., когда смена юрисдикции стала единственным способом выживания для корейской православной общины, автор изложила в статье «Из истории христианства в Корее: к столетию православия», которая в ближайшее время выйдет в альманахе «Российское корееведение» (вып. 2) Международного центра корееведения МГУ.

В Обращения Патриарха Алексия говорится: «Политические события, приведшие к разделению Кореи на два государства, послужили причиной вынужденного закрытия Русской духовной миссии в Корее. По слову Евангельскому, зерно, посеянное в землю, прежде чем принести плод, должно умереть. Так произошло и с Сеульской Миссией РПЦ. Но, найдя благоприятную почву, семена веры проросли и принесли со временем свой плод. Ныне мы видим, что Православие утверждается в Корее, уже не являясь для нее иностранной верой. Мы глубоко благодарны корейскому народу за память о том, что отцы и деды православных христиан в Корее обрели Истину и приняли благовестие Христово от русских священников» Цит. по материалам архива Православной церкви в Корее..

Большое значение для понимания роли и места православия в современной религиозной жизни Республики Корея имеет отмеченный Патриархом тот факт, что православие уже не является для корейцев иностранной верой. Это подтверждают пять поколений верующих, могилы на православном кладбище в деревне Ёнми-ри (пров. Кёнгидо) Существует с 1968 г., гибель за веру новомученика о. Алексея Кима (Ким Ыйхана) в годы Корейской войны, когда северокорейская армия развернула широкомасштабные гонения на священнослужителей, годы долгих судебных тяжб, когда община ценой многих лишений и труда отстояла свой храм и принадлежавшее ей имущество, 20-летние поиски в Греции пастыря, который согласился бы навсегда приехать в Корею; преобладание корейцев среди православных священников. Таким образом, вряд ли оправданна принятая до сего дня в отечественной историографии периодизация, по которой историю православия в Корее с 1900 по 1949 гг. называют «русским периодом», а после - «греческим». Несомненно, иностранные миссионеры сыграли огромную роль в создании и развитии этой общины. Греческая православная церковь и просто сочувствующие корейским единоверцам греки с 1975 г. (времени, когда общину возглавил архимандрит, а с 1996 г. епископ, Сотириос Трамбас) перевели на ее счет сотни тысяч, а возможно и миллионы долларов, на строительство церквей, издание литературы, покупку необходимой утвари и пр. Греки продолжают поддерживать своих корейских единоверцев и сегодня, хотя корейские приходы в наши дни уже обеспечивают свою жизнедеятельность самостоятельно, обращаясь к пожертвованиям со стороны лишь в случае ремонта или строительства. Замалчивание этой поддержки было бы крайней неблагодарностью, но совершенно очевидно, что национальность главы общины или источник ее финансирования не могут лежать в основе периодизации ее истории, подобно тому, как нельзя назвать ранний период жизни ребенка «родительским», поскольку он существует на средства родителей, а период по окончании учебы «государственным», основываясь на том, что он получает жалованье, скажем, на государственной службе.

Православная церковь - одна из шести религиозных конфессий, официально зарегистрированных Министерством культуры и спорта РК, несмотря на то, что всего в стране существуют сотни сект, религиозных групп и объединений По данным корейской прессы, в Корее существует 350 псевдо-религиозных групп в основном христианского направления, которые насчитывают 2 миллиона последователей (The Korea Herald, 22.02.1994)., которые официального статуса не имеют. Корейские власти не оставляют православную церковь своим вниманием со времени торжественной церемонии 29 ноября 1953 г., когда в храме Св. Николая Чудотворца в Чондоне после возобновились службы после Корейской войны. На этой церемонии присутствовал министр культуры и спорта республики. В 1988 г., во время Сеульских Олимпийских игр православная церковь оборудовала часовню св. Троицы в помещении, предоставленном ей Олимпийским комитетом, и проводила ежедневные службы для участников Игр в течение всего времени соревнований. В те дни часовню посетил министр культуры и спорта РК и пожертвовал на нужды церкви значительную сумму денег. В 1995 г. министр культуры и спорта РК посетил собор Св. Николая в Мапхо по случаю визита в Корею Экуменического Патриарха. Корейские чиновники высокого ранга присутствовали на торжествах по случаю столетия Православной церкви в феврале 2000 г. Ей неоднократно посвящали свои публикации южнокорейские средства массовой информации, а история возвращения в Корею в 1998 г. вышитой плащаницы, которая хранилась в православной общине с первых дней ее существования, пропала в годы Корейской войны, а затем случайно была обнаружена в Детройте (США), освещалась как событие если не общенационального, то очень большого значения.

Православная церковь пользуется признанием в корейском обществе и вызывает немалый интерес. Представляется, что значительная часть ее привлекательности кроется в ее органической связи с древней культурой и искусством России и Греции, которую консервативные по натуре и чувствительные к сохранению традиции корейцы инстинктивно ощущают в убранстве православного храма, его иконах, торжественном богослужении, облачениях и манере поведения священнослужителей. Много посетителей приходят на ее богослужения, привлеченные красотой и необычностью службы, высоким хоровым искусством и музыкой. Десятилетиями гордостью православной церкви в Корее был ее хор. Первые корейские священники - о. Лука Ким, о. Алексей Ким, о. Борис Мун - все в свое время работали регентами хора. Певчие всегда были самыми преданными прихожанами церкви. В 60-70-х годах ими руководил Яков Ли, обладавший прекрасным голосом музыкант-самоучка, безвозмездно работавший в церкви. Слава хора гремела по всему Сеулу, и многие родители считали честью для себя послать детей обучаться в нем пению. Отбор будущих певцов был строгим, но желающих поступить в хор было много, хотя никто из певчих не получал никакого вознаграждения в те нелегкие времена. Сегодня хор собора Св. Николая в Сеуле состоит из 15 певчих. Им руководит профессиональный музыкант Анджела Ён (Ён Енджин). Большинство молодых корейцев, решивших связать свою жизнь с церковью, например, Иоанн Пак (Пак Ёнбом), принявший монашество и рукоположенный в священники в Греции в июне 1999 г., или Симон Пак (Пак Минги), в настоящее время проходящий курс обучения на теологическом отделении Афинского университета, начали свой путь к вере в хоре.

В главном католическом храме страны - знаменитом Мёндонском соборе - в притворе продаются репродукции русских икон, в первую очередь, «Троицы» и «Спаса» Андрея Рублева. В магазинах по продаже религиозной литературы и утвари постоянно бывают в продаже открытки с изображением богоматери с младенцем - простейшие иконы, написанные корейскими художниками. Поскольку в других христианских конфессиях иконы при богослужении и в оформлении храмов не употребляются, популярность иконописи, несомненно, можно приписать влиянию православной общины. В храме Св. Николая в Сеуле особо почитается икона Тихвинской Богоматери - «слезоточивая», писаная в 1900 г. на Афонской Горе со знаменитой чудотворной иконы Афонской специально в дар русским миссионерам в Корее. Перед ней всегда горят свечи, и многие вошедшие, особенно женщины, преклоняют перед нею колени. Традиция почитания портретов покойных предков, конфуцианских святых и заслуженных чиновников была широко распространена в Корее особенно с XVI-XVII вв., которые ознаменовались укреплением неоконфуцианства и резким повышением роли ритуала. Не исключено, что эта традиция в сочетании с чрезвычайно развитым культом поминания предков во многом способствовала укоренению на корейской почве православия с его развитой поминальной службой и иконописью. Создано несколько специальных служб и молитв с учетом корейских традиций: для благословения соли, используемой при засолке кимчхи на зиму, для матерей, готовящихся к родам, по случаю 100 дней и 1 года со дня рождения младенца, к 60-летнему юбилею (хвангап) Эти даты считаются основными в жизни корейца.. В церкви разрешено сидеть, а женщинам - носить брюки, которые являются составляющей традиционного костюма, особенно для пожилых.

Действительно ли корейцы веруют, ведь они совсем не такие как мы? - этот вопрос часто задают себе русские прихожане, находясь в корейском православном храме. Об опасности судить о вере другого народа по самим себе предупреждал еще о. Павел (Ивановский), возглавлявший Русскую духовную миссию в Корее в 1906-1912 гг. Они писал: «В миссионерстве приходится иметь дело с внутренним человеком, с душевными настроениями, каковые и очень изменчивы, и очень глубоки, ибо вытекают из тайников души и до бесконечности разнообразны». Павел (Ивановский), иеромонах. Современное положение христианских миссий в Корее. Владивосток, 1904, с. 1-2.. Ивановский поныне остается единственным автором в России, серьезно занимавшимся изучением религиозного менталитета корейцев.

Его мнение разделяет епископ Сотириос. Как сказал он в интервью автору, «большинство наших прихожан приходят в церковь не только для того, чтобы поставить свечку. Они не ограничивают свою веру просто строгим следованием правилам, например, соблюдению постов по средам и пятницам. Они ищут смысл веры и своей жизни. Это чувствуется по вопросам, которые они задают, по их поведению в различных обстоятельствах. Многие люди приближаются к пониманию истинной любви, хотя часто сами того не сознают... Корейцы жили под иностранным давлением долгий период своей истории. Сначала над ними доминировал Китай. Затем сюда пришли японские колонизаторы. Столетиями это общество было разделено на социальные слои, подобные кастам. Покорность народа королю, подчиненного вышестоящему, детей родителям, женщин мужчинам и т.д. вошли в плоть и кровь корейцев. Они избегают прямых откровенных ответов на прямые откровенные вопросы, избегают выражать свои истинные чувства. Ложь стала нормой, и это главное, от чего они страдают с детства до старости. Христианство учит их, как избавиться от этого страдания. Это один из главных факторов, привязывающих их к христианству. Они принимают веру как способ избавиться от болезней, проблем и кризисов».

Православная община в РК насчитывает 2200 верующих - столько зафиксировано в церковных документах. Регулярно на службы ходят намного меньше людей. Но это не есть свидетельство упадка. Община выросла в 4 раза с 1975 г. и этот стабильный рост - доказательство ее жизнеспособности. Кроме того, надо учитывать, что 2 тысячи человек для Кореи - это совсем не то, что для России. Некоторые религиозные организации в Корее насчитывают не более 10 адептов, и то удостаиваются быть упомянутыми в справочниках и публикациях прессы. С начала 80-х годов начался рост числа православных церквей и расширение их географии. В 1981-82 гг. были созданы храмы в Пусане и Инчхоне, в 1988 г. - в Чонджу и дер. Палланни на границе в Северной Кореей (Канвондо). В июне 1999 г. в пригороде Сеула Ильсане была открыта церковь во имя Св. Бориса, посвященная памяти четвертого корейского священника Бориса Муна (рукоположен в 1954 г., скончался в 1978 г.). Летом 2000 г. состоялось первое православное богослужение в Тэджоне для проживающих там длительный срок российских специалистов.

«Если бы мы стремились побольше накрестить, то за три года своего существования в Корее мы могли бы накрестить десятки тысяч, ибо желающих принять «русскую веру» являлось очень много, но по тщательным справкам и строгому испытанию всегда оказывалось, что все они ищут не веры, и забота у них не о спасении души, а в том, чтобы приобрести в лице миссионера защитника для своих незаконных действий в отношении своих ближних или начальства... Все, приходившие к нам за получением крещения с нечистыми побуждениями, предсказывали нам, что если мы не будем делать так, как делают инославные миссионеры, то у нас не будет ни одного христианина, и я выражал им полную готовность лучше не иметь ни одного христианина, чем иметь много и вести их к погибели» Еп. Хрисанф. Из писем корейского миссионера. Казань, 1904, с. 6, 23, 32, 48-49., - писал основатель православной церкви в Корее о. Хрисанф в 1904 г. Высокие требования к тем, кто намерен креститься, сохраняются и сегодня.

Объективной причиной медленного роста общины является плотный график жизни современных южнокорейцев, которые пытаются совместить несовместимое: почтительность к предкам и многочисленным родственникам, обширные социальные связи - с требующими больших новых знаний новыми технологиями и амбициозными претензиями на мировое лидерство во многих экономических областях. По сравнению с другими религиозными конфессиями, особенностью православной церкви в Корее является длинная служба (около полутора часов). На из учение Библии, уроки для оглашаемых, воскресную школу, собрания (молодежи, женщин, старейшин) отводится весьма значительное время. Рабочий день в Корее очень велик. Магазины закрываются в 8-9 часов вечера. Многие «белые воротнички» остаются в офисе до 10 часов. Суббота - рабочий день. Поскольку работают в основном мужчины, среди прихожан немало семей, где все крещены, кроме отца. У людей нет времени ни на что, кроме работы. Именно поэтому здесь так много «свободных» церквей, которые были созданы всего несколько лет назад и существуют только в этой стране. Их учение сводится к одному-двум догмам, запоминание которых не требует времени. Религия часто понимается как путь к легкой жизни, способом без особых усилий избавиться от внутренних проблем. Этим епископ Сотириос объясняет быстрый рост сект и псевдо-религиозных групп. «Новые церкви относятся ко всему легко и свободно толкуют Библию, - говорит он. - Они отрицают исповедь, Св. Причастие, посты. «Живи легко, поступай, как тебе удобно», - говорят псевдо-пророки. Они утверждают, что быстрое избавление от внутренних проблем легко достижимо. Это привлекает людей, и они с готовностью отдают псевдо-пророкам деньги и все, что те требуют, чтобы добиться быстрого освобождения от постоянного морального стресса». Секты, и особенно христианские, в Корее бывают чрезвычайно агрессивны и опасны. Так, в июне 1999 г., когда автор находилась в Сеуле, на один вечер прекратились передачи крупнейшего частного телеканала МВС, поскольку студию захватила группа фанатиков, возмущенных более чем спокойной критикой в свой адрес, прозвучавшей на канале накануне. Приблизительно в то же время автору как-то глубокой ночью пришлось увещевать странного человека, выдававшего себя за «пастора» и приведшего в полночь к стенам православного Преображенского монастыря в Чонпхёне (пров. Кёнгидо, в 3 км от ближайшего поселка) группу подростков, в основном девушек, которые в состоянии глубокого транса то вставали, то ложились в принесенный «пастырем» «гроб».

Убийство критиков «новых учений», вымогательство под видом «пожертвований на дело церкви», разжигание психоза путем предсказания скорого конца света стали регулярными явлениями религиозной жизни Южной Кореи. Им противостоят традиционные религии с их устоявшимися ценностями и канонами, и в этом плане их значение постоянно возрастает. Епископ Сотириос не сомневается, что в этом плане перед православием в Корее стоит важная миссия. «Корея очень быстро разбогатела, - говорит он. - Господствующая в обществе идея - получать как можно больше денег, реально их не зарабатывая. Трудно представить себе более нехристианскую идею. Изобилие денег в сочетании со старыми предрассудками сослужили Корее плохую службу. Это была настоящая причина минувшего кризиса. Я надеюсь, что трудности помогут им быстрее стать зрелыми и найти путь к лучшей жизни. Живя на этой земле, мы должны помнить, что наше главное место пребывания не здесь. Оно на небесах, рядом с Господом, и мы должны быть готовы к встрече с Ним».


Церковь, Миссия