Хабаровск православный Журнал Семья: социальные факторы риска

Семья: социальные факторы риска

Рудых Т.В.

31.10.2006

Медицина ХХ века рассматривала человека как биологическое существо, изучая в нем, прежде всего, химические процессы, влияющие на биологическое здоровье и эмоциональное состояние, отрицая существование души. ХХI век пока не намного изменил отношение большинства медиков к этому вопросу.

Но объективно в последние 15 лет после распада СССР, в условиях нарастающего духовного вакуума, у врачей прибавилось работы

Кабинет медико-социальной помощи (КМСП) - структурное подразделение детской городской больницы (ДГБ), создан в 2003 году. В рамках муниципальной программы «Правопорядок» с мая 2005 года разработано дополнительное положение кабинета о медико-социальной помощи ребенку, подростку и его семье.

Открыты медико-социальные кабинеты в городских больницах №2, №3, №4, №5, пол-ке №1, Специалисты данных служб работают в тесной связи с КМСП ДГБ, находясь в профессиональном подчинении.

В КМСП работают: врач-психиатр, медицинский психолог, педагоги-психологи, врач-психотерапевт, логопеды, социальный педагог.

Основной целью создания КМСП является:

-    усиление   своевременного   выявления   детей   и   подростков   из   социально-неблагополучных семей, проведение среди них профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Основными задачами КМСП являются:

-   Обеспечение централизованного контроля за профилактикой правонарушений несовершеннолетними в системе социального воспитания.

-  Первичная профилактика и реабилитация аддиктивного поведения у детей и подростков

-  Обеспечение централизованного контроля за детьми и подростками из семей социального риска

В   связи   с   этим   специалистами   КМСП   разработаны   факторы   семейного неблагополучия:

I группа - семьи медико-демографические (неполные, многодетные)

II группа - социопатические семьи (один или оба родителя алкоголики, наркоманы, токсикоманы), мать ведет аморальный образ жизни - проституция, тунеядство, уклонение от воспитания ребенка; родители с криминальным поведением - один из них находится в местах лишения свободы.

III группа - семьи, имеющие плохие материально-бытовые условия.

IV группа - семьи, где жестоко обращаются с детьми.

V группа - семьи, воспитывающие детей-инвалидов и сирот.

В настоящее время формируется база данных по данным факторам семейного неблагополучия по г. Якутску, совместно с социальными работниками ЛПУ.

С целью профилактики преступлений и пристрастий дезадаптированных детей и подростков в социуме КМСП работает совместно с лечебными учреждениями г. Якутска, с комиссией по делам несовершеннолетних, с инспекцией по делам несовершеннолетних, с округами, школами, д/учреждениями, с ассоциацией «Подросток», в частности с клубом «Маленькая мама».

Существенное место в структуре обращений занимают проблемы духовно-нравственного порядка: выбора позиции в тех или иных жизненных ситуациях, самореализации, принятия себя или своего окружения. Эти проблемы в основном встречаются в подростковом периоде, когда в результате осмысления существующих норм идет процесс активного формирования личностных ценностей.

Установлено, что духовно-нравственный вакуум, отсутствие осознанного жизненного самоопределения, дефицит понимания этих проблем со стороны ближайшего окружения могут самым тяжелым образом сказываться на физическом и психическом здоровье формирующегося организма.

Причем, если в медицинском, социальном и педагогическом аспекте проблемы таких детей и подростков каким-то образом реализуются, то медико-психологическая помощь этому контингенту, как и психологическая поддержка их родителям, в подавляющем своем большинстве оказывается недостаточно.

И чаще всего это связано с полным игнорированием подростками и их родителями возможностей получения консультаций или позднее обращение в специализированные учреждения, нередко в случае уже крайне выраженных форм патологии.

Анализ показывает, что в группе детей и подростков с нервно-психическими расстройствами, прошедших через КМСП преобладают (по «убывающей»): На 1 -м месте - эмоциональные нарушения, На 2-м месте - аномалии поведения, На 3-м месте - задержка психического развития, На 4-м месте - педагогическая запущенность ребенка.

Отсюда можно сделать выводы:

Целью   и   мотивом   воспитания  ребенка  каждого   родителя   должна  быть  - счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Причины неблагополучия лежат, прежде всего, в обесценивании духовно-нравственных ценностей семьи, отсутствии духовно-нравственного воспитания, прежде всего у родителей и, как следствие, у детей. В Церкви семья во все времена была уважаема. У православия есть многовековой опыт воспитания родителей и детей в духе непреходящих нравственных ценностей. Нам только нужно увереннее к этому опыту обращаться.

Благополучная и здоровая семья это залог благополучия и могущества государства.

Предложения:

1.  Усилить     работу     местных администраций с     семьей     совместно     с  заинтересованными общественными   организациями,  медиками, ИДН,   школами,   д/учреждениями, ассоциацией «Подросток», управлением социальной защиты,  центром профилактики аддиктивного поведения детей и ЛПУ.

2.  Возобновить работу консультаций брака и семьи, просить правящего архиерея выделить для участия в этой работе священника.

Доклад на научно-практической конференции «Основы духовной безопасности Дальневосточного региона».
г.Якутск, 24-25 октября 2006 г.


Общество