Хабаровск православный Журнал «Казачество может объединить лишь Православная вера»

«Казачество может объединить лишь Православная вера»

Информационный отдел Хабаровской епархии

22.09.2025

В последние годы в Хабаровском крае активно развивается казачье движение. Опираясь на историю и традиции, современные казаки изучают Православие, приходят к вере, понимая, что без познания Бога нет истинной любви к Отечеству.

О своем приходе к Православной вере, о том, каков процент верующих среди казаков, и как это исправить, рассказал заместитель атамана Уссурийского казачьего войска Максим Алексеев.

- Если мы начинаем рассматривать христианина, как участника событий в мире видимом и невидимом, а мы можем это сделать через общее дело, то в мире невидимом общее дело - это Литургия, а в мире видимом - христиане рассыпаны, они выходят за пределы храма и расходятся. Так получается, что казачество — это общее дело, которое объединяет и в миру, и в быту. И тут круг замыкается: в мире невидимом ты служишь Литургию, а в мире видимом ты служишь Отечеству, казачеству и вере Православной. Если казаку дать определение, то это - православный христианин с активной жизненной позицией и общей идеей служения Отечеству земному через Отечество Небесное, - поделился Максим Анатольевич.

О вере Максим Алексеев узнал в 4 года: любимая бабушка научила креститься и молиться, подарила на молитвенную память маленькую картонную иконку «Господь Вседержитель». Максим рос в атеистическое время, но икону, как память о бабушке, сохранил, считая, что бабушка всегда о нем молилась и молится до сих пор.

- У меня 3 детей, крестили одного ребенка, потом второго, затем третьего. В то время уже были обязательные беседы перед Крещением, я стал задумываться о вере, часто попадалась на глаза разная православная литература. Потом я принял решение пойти за знаниями на Богословские курсы в Хабаровскую духовную семинарию. Если раньше у меня возникали вопросы о вере, то я всегда мог найти ответы в проповедях известных священников, но на занятиях в семинарии о вере рассказывают более глубоко и на порядок интересней. Благодаря Богословским курсам полностью сформировалось мое мировоззрение.

Прадед у Максима Анатольевича был амурским казаком. Александр Николаевич Лалетин родился в 1877 году, в 17 лет у него уже была медаль за отвагу в войне с Маньчжурией. У Александра Николаевича было 7 детей, а в 1937 году он попал в жернова репрессий и его расстреляли.

- Три года назад я познакомился с одним человеком, который позвал меня в казачество, я сразу согласился, зная о своих корнях.

Говоря о духовности в казачьей среде, Максим Алексеев отмечает, что духовность — это то качество, которому надо научиться, потом прожить, а после - передавать дальше.

- В связи с СВО, с тем, что многие казаки воюют на передовой, они возвращаются оттуда с опытом молитвы. Наш атаман рассказывал, что там идет непрестанная молитва, поэтому Бог миловал. Он рассказывал, как видел пролетающий мимо головы осколок снаряда. И с теми, кто вернутся оттуда, нам будет о чем поговорить.

Духовное окормление штаба духовником хабаровских казаков иеромонахом Дионисием (Молотовым) также дает свои плоды. Батюшка совершает регулярные молебны, говорит с казаками на духовные темы.

- Я говорю своим братьям-казакам: «Если какие-то вопросы возникают, не успели у священника спросить, то обращайтесь ко мне. Каждому в кабинет я повесил икону с наставлением: «Не вздумайте сквернословить!». И вижу, что многие сдерживаются. В одном кабинете повесил две иконы с двух сторон, и на вопрос казака: «А зачем две?», ответил: «Вот, захочешь выругаться, посмотришь на икону архангела Михаила и передумаешь!». И когда я вижу, что человек сейчас начнет ругаться, то начинаю креститься, это его останавливает от бранных слов. Я уверен, что казачество может объединить лишь Православная вера Мы, казаки, стоим на границе мира видимого и невидимого и без Бога нам никак не справиться!


Казачество, Новости